- набережные
набережные, инженерные сооружения по берегам дельты Невы, её притоков и каналов, со временем приобретшие значение своеобразных архитектурных ансамблей. Возникли в начале XVIII в. одновременно с первоначальной застройкой города. Первые набережные , укреплённые главным образом деревянными сваями, появились на Городском острове, а затем на левом берегу Невы, между Главным Адмиралтейством и Летним садом. Первые каменные набережные были сооружены в 171823 у Зимней канавки и на территории Летнего сада. После наводнений 1720 и 1724 набережные были основательно разрушены. С 1730-х гг. под руководством архитектора П. М. Еропкина проводились работы по укреплению невских берегов. С начала 1760-х гг. строились гранитные набережные «от Галерного двора до Литейного дома» (архитекторы и мастера И. Л. Росси, Т. И. Насонов, Ю. М. Фельтен и др.). В 176490 созданы набережные Екатерининского канала (см. Грибоедова канал), затем канала Крюкова, р. Фонтанки, в 17981811 р. Мойки и др. (архитекторы и мастера В. Назимов, И. Н. Борисов, И. М. Голенищев-Кутузов, Ф. В. Баур, К. Ф. Модерax, П. К. Сухтелен, И. К. и Ф. И. Герарды и др.). Всего было сооружено более 30 км набережных . Конструкция набережных включала систему свай, различные способы заполнения булыжником пространства между ними; набережные декорировались гранитом, сооружались парапеты, чугунные решётки. В XIX в. были облицованы камнем берега Васильевского острова. Всего до 1917 на Неве построено 9,8 км гранитных набережных . В XIX в. сооружено много грузовых деревянных набережных , в том числе двухъярусных [например, набережная Обводного канала (181633, инженер П. П. Базен) и др.].
В советское время возведение набережных началось в 1925 после наводнения 1924. Появились новые типы набережных : терраса на Стрелке Елагина острова на естественном основании; одно- и двухъярусные набережные откосного типа, мощённые булыжником, диким камнем, диабазовой брусчаткой (набережные Робеспьера, Мытнинская, Калашниковская и др.); монолитные и сборные железобетонные; с навесной гранитной облицовкой; с вертикальными стенками, облицованными диабазовыми блоками в «шубу» (набережная Обводного канала от Невы до Лиговского проспекта); с низкой банкетной стенкой (набережные Лебяжьего канала, р. Карповки и др.; архитекторы Л. А. Ильин, Е. И. Катонин, К. М. Дмитриев, В. А. Витман и др., инженеры Б. Д. Васильев, Е. В. Тумилович, Г. К. Усов и др.). В 1990 в Ленинграде и пригородах было около 160 км (в Ленинграде около 150 км) укреплённых набережных . Эксплуатацией, проектированием и строительством набережных занимаются мостовые организации (см. Мосты).
Литература:
Дмитриев К. М., Мосты и набережные Ленинграда, «Архитектура Ленинграда», 1938, № 4;
его же, Строительство мостов и набережных, там же, 1940, № 5;
Кочедамов В. И., Набережные Невы, Л.М., 1954;
Тумилович Е. В., Алтунин С. Е., Мосты и набережные Ленинграда, М., 1963;
Захаров О. Н., Архитектурные панорамы невских берегов, Л., 1984.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.